Информационная памятка по вопросам кибербезопасности в сети “Интернет”

Информационная памятка по вопросам кибербезопасности в сети “Интернет”

Компьютерные вирусы

Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (копированию).

В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве
случаев распространяются вирусы через интернет.

Методы защиты от вредоносных программ:

  1. Используйте современные операционные системы, имеющие
    серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
  2. Постоянно устанавливайте патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивайте их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включите его;
  3. Работайте на своем компьютере под правами пользователя, а не
    администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на вашем персональном компьютере;
  4. Используйте антивирусные программные продукты известных
    производителей, с автоматическим обновлением баз;
  5. Ограничте физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
  6. Используйте внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из Интернета, только из проверенных источников;
  7. Не открывайте компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислали ваши знакомые. Уточните, отправлял ли они данные файлы.

Сети WI-FI

С помощью Wi-Fi можно получить бесплатный интернет-доступ в общественных местах: кафе, отелях, торговых центрах и аэропортах. Так же Wi-Fi является отличной возможностью выхода в Интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi:

  1. Не передавайте свою личную информацию через общедоступные Wi- Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-либо номера;
  2. Используйте и обновляйте антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым вы обезопасите себя от закачки вируса на свое устройство;
  3. При использовании Wi-Fi отключите функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
  4. Не используйте публичный WI-FI для передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту;
  5. Используйте только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводите именно «https://»;
  6. В мобильном телефоне отключите функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без вашего согласия.

Социальные сети

Социальная сеть – это сайт, который предоставляет возможность людям осуществлять общение между собой в интернете. Чаще всего в них для каждого человека выделяется своя личная страничка, на которой он указывает о себе различную информацию, начиная от имени, фамилии и заканчивая личными фотографиями. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

Основные советы по безопасности в социальных сетях:

  1. Ограничте список друзей. У вас в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
  2. Защищайте свою частную жизнь. Не указывайте пароли, телефоны, адреса, дату своего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как вы и ваши близкие планируете провести каникулы;
  3. Защищайте свою репутацию – держите ее в чистоте и задавайте себе вопрос: хотели бы вы, чтобы другие пользователи видели, что вы загружаете? Подумайте, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
  4. Если вы говорите с людьми, которых не знаете, не используйте свое реальное имя и другую личную информацию: имя, место жительства, место работы (учебы) и прочее;
  5. Избегайте размещения фотографий в Интернете, где вы изображены на местности, по которой можно определить ваше местоположение;
  6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
  7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда, если вас взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Электронные деньги

Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.

Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные – это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в не анонимных идентификации пользователя является обязательной.

Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

  1. Привяжите к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудете свой платежный пароль или зайдете на сайт с незнакомого устройства;
  2. Используйте одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию вам уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
  3. Выберите сложный пароль. Преступникам будет непросто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, StROng!;
  4. Не вводите свои личные данные на сайтах, которым не доверяете.

Электронная почта

Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

  1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, которых вы знаете и кто из них первый в рейтинге;
  2. Не указывайте в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «рома13»;
  3. Используйте двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
  4. Выберите сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
  5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используйте эту возможность;
  6. Используйте несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым вы доверяете. Этот электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
  7. Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от ваших друзей. Лучше уточни, отправляли ли они вам эти файлы;
  8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудьте нажать на «Выйти».

Кибербуллинг или виртуальное издевательство

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

  1. Не бросайтесь в бой. Успокойтесь. Если вы начнете отвечать оскорблениями на оскорбления, только больше разожжете конфликт;
  2. Управляйте своей киберрепутацией;
  3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
  4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все ваши действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
  5. Ведите себя вежливо;
  6. Игнорируйте единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
  7. Ограничте доступ агрессору. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
  8. Если вы свидетель кибербуллинга. Ваши действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь.

Мобильный телефон

Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для персональных компьютеров, то же самое касается и мобильных приложений.

Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

Основные советы для безопасности мобильного телефона:

  1. Будьте осторожны, ведь когда вам предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
  2. Думайте, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Вы точно знаете, где они будут в конечном итоге?
  3. Необходимо обновлять операционную систему вашего смартфона;
  4. Используйте антивирусные программы для мобильных телефонов;
  5. Не загружайте приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
  6. После того как вы выйдете с сайта, где вводили личную информацию, зайдите в настройки браузера и удали cookies;
  7. Периодически проверяйте, какие платные услуги активированы на вашем номере мобильного телефона;
  8. Давайте свой номер мобильного телефона только людям, которых вы знаете и кому доверяете;
  9. Bluetooth должен быть выключен, когда вы им не пользуетесь. Не забывайте иногда проверять это.

Фишинг или кража личных данных

Главная цель фишинга – вида Интернет-мошенничества, состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

Основные советы по борьбе с фишингом:

  1. Следите за своим аккаунтом. Если вы подозреваете, что ваша анкета была взломана, необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
  2. Используйте безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
  3. Используйте сложные и разные пароли. Таким образом, если злоумышленники взломают ваш аккаунт, то получат доступ только к одному вашему профилю в сети, а не ко всем;
  4. Если вас «взломали», необходимо предупредить об этом всех знакомых, которые добавлены у вас в друзьях, так как, возможно, им от вашего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
  5. Установите надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
  6. Отключите сохранение пароля в браузере;
  7. Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от ваших друзей. Лучше уточните, отправляли ли вам эти файлы.

Информационная памятка подготовлена и размещена в рамках содействия с федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по сибирскому федеральному округу (РОСКОМНАДЗОР).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение закрыто.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: